Внедрение программного обеспечения

Внедрение программного обеспечения в информационных системах

Полный спектр работ согласно пожеланиям заказчика, начиная от инсталляции, адаптации и наладки программного обеспечения и до интеграции с устройствами и передачи в эксплуатацию, называется внедрением ПО в систему. Время и стоимость комплекса работ зависят от множества факторов и критериев выполнения, указанных заказчиком или необходимых для стабильности, таких как:

  • готовность персонала компании к переходу на новое ПО или его освоению;
  • наличие необходимых для выполнения аппаратных средств;
  • особенностей выполнения работы;
  • масштаба предполагаемых действий;
  • состояния баз данных на текущий момент, наличия резервных копий на крайний случай;
  • наличия и работоспособности каналов связи.
     

Процесс поэтапного внедрения программного обеспечения

Поскольку процедура внедрения ПО может вызвать перебои в работе компании, процесс разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет свои нюансы и осуществляется после строгого согласования с заказчиком.
 

Этап 1. Обследование компании

Перед созданием проекта выполняется исследование текущей работы компании профессионалами. По окончании предварительного обследования и аудита заказчик получает рекомендации, связанные с разработкой технического задания на производство работ. В нем уделяется внимание каждой мельчайшей детали, подробно описаны требования по:

  • подготовке и требованиям к техсредствам;
  • формату хранения и передачи данных и резервных архивов;
  • составу и выполнению подготовительных работ для объекта;
  • конфигурированию системы передачи информации;
  • работе общего и прикладного программного обеспечения.

Качественно составленное ТЗ гарантирует точность выполнения работ.
 

Этап 2. Составление контракта на производство работ

Контракт на производство работ составляется по совместному заключению заказчика и компании после выполнения анализа ТЗ.

Этот период — оценочный. Поскольку план работ назначен и сроки определены, компания-исполнитель может оценить всю процедуру в комплексе и определиться с ценой. Чаще всего первичный этап производится бесплатно или становится таковым на основании последующего заказа. Цена на выполнение работ по интеграции программного обеспечения может зависеть от следующих факторов:

  • состава и количества рабочих мест, подсистем и модулей;
  • проведения дополнительных работ по интеграции с другими подсистемами и системами, а также сложности ее исполнения;
  • объема хранимой в БД информации и ее состояния (работоспособности и наличие резервных копий).
     

Этап 3. Создание группы по внедрению ПО

Третий период также входит в подготовительные работы. Компанией-исполнителем формируется группа внедрения программного обеспечения и назначаются ответственные.
 

Этап 4. Инсталляция и наладка ПО

В этот период производится инсталляция программного обеспечения на серверах и клиентских машинах, подключение связи, а также проверка и наладка рабочего состояния системы и ее тестирование под нагрузкой. В стандартный перечень работ по четвертому этапу входит:

  • установка и подготовка общесистемного ПО сервера;
  • инсталляция и наладка компонентов и функций серверной платформы;
  • создание таблиц баз данных, загрузка информации и интеграция;
  • перенос БД (при необходимости), конвертация в нужный формат, наладка и создание рабочих копий ПО, подготовка программ;
  • установка и подготовка клиентских машин (общеприкладное и прикладное ПО);
  • интеграция и адаптация с уже имеющимися системами и платформами;
  • проверка работоспособности всей системы, тестирование функционирования комплекса программного обеспечения;
  • окончательная настройка по результатам тестирования с целью получения максимальной производительности и оптимизации работы.

На этом процесс внедрения программного обеспечения завершен, однако существуют дополнительные процедуры, которые множество компаний называет постустановочными.
 

Завершение внедрения и проведение дополнительных работ

Завершение внедрения ПО включает выполнение следующих работ:

  • обучение группы специалистов со стороны заказчика работе с новым ПО — может производится удаленно или на территории заказчика;
  • внесение изменений согласно опыту эксплуатации заказчиком нового ПО;
  • по окончании внесения условленных изменений и устранения замечаний подписывается акт сдачи работ и приемки проекта согласно ТЗ, после чего система передается заказчику и операция по внедрению считается завершенной.

После интеграции программного обеспечения со стороны заказчика могут возникнуть проблемы. Это может быть человеческий фактор или недостаточная оптимизация и интеграция с незаявленными в ТЗ системами, которые косвенно касаются внедренного ПО. В связи с этим компании оказывают техническую поддержку как своих, так и интегрированных сторонними компаниями систем. Поддержка и сопровождение работы серверов не входит в оплату по основным работам, производимым по техническому заданию.